пятница, 8 июля 2016 г.

замолвлю слово о книге Генри Клауда, Джона Таунсенда "Дети: границы, границы..."

Здравствуйте)
Сегодня хочу рассказать о замечательной книге. Прочла ее не так давно, но уже успела порекомендовать большому количеству родителей.
это книга

Генри Клауда, Джона Таунсенда
"Дети: границы, границы..."


Это действительно полезнейшая книга и желательна к обязательному прочтению. И читается, кстати, она очень легко.
В книге много историй из жизни и "разбор полетов" этих историй с психологической точки зрения.
Несколько месяцев назад обращалась за консультацией к психологу по поводу одного беспокойного ребенка в группе. И каково же было мое удивление, когда ответ психолога на этот запрос прочла в книге. Да, написано другими словами, но суть была одна и та же))

хотела даже выделить несколько цитат. Но поняла, что придется тогда "цитировать" полностью всю книгу.

Поэтому оставлю только эти пару строк:


основная часть формирования границ у детей заключается в следующем: родители должны помочь им понять, что они сами обязаны постепенно учиться брать на себя ответственность за свои проблемы. То бремя, которое поначалу несут родители, позже становится бременем самого ребенка.
Многим людям нелегко усвоить подобную мысль. Это особенно трудно тем взрослым людям, которые в детстве получили эмоциональную травму. Они были лишены того, в чем нуждались, — заботы, защиты или поддержки.
поддержки. Либо столкнулись с тем, в чем как раз не нуждались, — с раздражением, отчужденностью или чрезмерной критикой. И им пришлось самим исцелять свои душевные раны, вместо того чтобы это делал тот, кто явился причиной их возникновения. А это несправедливо.Но с момента грехопадения в Эдемском саду ни о какой справедливости речи не идет. С хорошими людьми случается что-нибудь плохое. Однако если мы начнем ожидать справедливости, то окажемся во власти тех, кто причиняет нам боль. Гораздо лучше выполнять Божье решение и, скорбя, прощать, и расти, несмотря на окружающую несправедливость. Помните, Сам Бог не требовал от нас справедливости и правосудия?


и это в тему про поощрения 
Еще раз о поощрениях и последствиях
Одна мама как-то сказала мне, что попросила сына выполнить простейшее поручение, допустим, вынести мусорное ведро, и в ответ услышала: «А что ты мне за это дашь?». Она спросила у меня, какое вознаграждение будет наиболее оптимальным.Я посоветовал ей сказать сыну, что она даст ему возможность на себе испытать, как нелегко живется тому, кто не выполняет порученных заданий. Мама очень удивилась, и мы долго обсуждали с ней вопрос о поощрениях и последствиях.


Закон «Что посеешь, то и пожнешь» учит ребенка постигать «плоды духа» (Галатам 5:23) — одному из главных уроков жизни. Ребенок усваивает истину: «Я сам регулирую качество своей жизни». Он понимает, что стоит перед выбором: отнестись к поручению наплевательски и пострадать за это либо выполнить его как положено и наслаждаться заслуженной наградой. В любом случае управляют своей жизнью дети, а не родители.  



Принцип действия закона состоит в следующем: предоставляйте ребенку свободу, ставьте его перед выбором и в случае необходимости доводите дело до последствий. Не скупитесь на похвалу и предоставляйте ребенку еще большую свободу, если он демонстрирует ответственное отношение к делу. Удостоверьтесь, что он действительно знает, за что получает дополнительные привилегии, — за то, что ему можно доверять.
Если же ребенок делает неверный выбор, сочувствуйте ему в связи с его лишениями. Никогда не произносите: «Я же тебе говорила». Сочувствие следует выражать следующими словами:
• «Печально, что ты не можешь играть в любимую игру»
• «Я знаю, как тебе тяжело, что не можешь пойти погулять. Это ужасно, когда нельзя заняться тем, чем хочешь»
• «Представляю, как тебе хочется кушать. Терпеть не могу оставаться без ужина»
Сравните эти фразы со следующими:
• «Не ной около меня. Если бы делал уроки как положено, то у тебя не было бы всех этих неприятностей»
• «Не надо без конца повторять «Это несправедливо». Сам заварил кашу, сам ее и расхлебывай»
• «Вот если бы ты выполнил порученное задание, то пошел бы с нами в кино. Может быть, хотя бы в следующий раз ты не будешь таким эгоистом, и мы не станем опаздывать из-за тебя на сеансы
Дети могут очень легко обидеться на произносящего подобные фразы. И начнут все больше и больше ненавидеть родителей вместо того, чтобы изменить собственное поведение, причинившее им подобные неприятности. Трудно переоценить роль родителей, которые сопереживают ребенку, сделавшему неправильный выбор. Сопереживание — ваш мостик к сердцу ребенка, а не препятствие на пути к нему.